г. Сургут, ул. Игоря Киртбая, д. 12
pochta@gp4surgut.ru

Программа занятий с беременными в "Школе материнства"

Занятие 1

I. Анатомо-физиологические изменения в организме матери во время беременности

1. Краткие сведения о строении и функционировании половой системы

2. Женские и мужские половые клетки

3. Развитие внутриутробного плода

3.1. Оплодотворение

3.2. Первые признаки беременности

3.3. Развитие плода по месяцам беременности, его реакции на внешние раздражители

3.4. Роль плаценты и амниотических вод в жизнеобеспечении плода

3.5. Физиологические изменения в организме женщины, периоды беременности

4. Факторы риска беременности

4.1. Что такое факторы риска?

4.2. Влияние здоровья родителей на здоровье будущего ребенка

4.3. Роль наследственности

4.4. Алкоголь, курение, прием наркотических и токсических веществ родителями как вредный фактор риска патологии плода

4.5. Влияние других неблагоприятных факторов на плод (производственных, инфекционных, лекарственных, радиационных и др.)

4.6. Осложнения беременности

5. Медицинское наблюдение

5.1. Важность раннего обращения беременной в женскую консультацию

5.2. Частота посещений врача акушера-гинеколога, акушерки

5.3. Необходимость выполнения обязательного объема медицинского обследования во время беременности

5.4. Знакомство с современными инструментальными методами слежения за состоянием здоровья матери и плода

5.5. Обучение беременных некоторым тестам для оценки развития беременности и состояния плода

 

Занятие 2

II. Гигиенические правила в период беременности:

1. Изменение образа жизни

1.1. Рекомендации по режиму труда, в т.ч. домашней работы. Законодательные права беременной

1.2. Режим дня

1.3. Половая жизнь

2. Питание

2.1. Понятие о калорийности пищи и сбалансированном рационе продуктов питания

2.2. Прием жидкости

2.3. Роль витаминов и микроэлементов для здоровья матери и плода

2.4. Особенности питания при патологических состояниях (ранний токсикоз, запоры, гипертензия, заболевание почек и др.)

3. Личная гигиена

3.1. Значение соблюдения чистоты тела (уход за кожей, зубами, молочными железами, половыми органами и др.)

3.2. Одежда, обувь, белье

3.3. Роль грудного вскармливания до 6 месяцев жизни ребенка

3.4. Использование природных факторов для закаливания и оздоровления организма женщины

4. Роль гигиенической гимнастики в период беременности

4.1. Обучение комплексу физических упражнений в зависимости от срока беременности

4.2. Обучение умению расслабляться ("быстрый отдых")

5. Особенности психо-эмоционального состояния беременной

5.1. Психологическая адаптация женщины к беременности

5.2. Роль семьи в психологической и физической поддержке женщины во время беременности, родов и после рождения ребенка.


Занятие 3

III. Подготовка к "родам без страха"

1. Календарные сроки наступления родов

2. Предвестники родов

3. Подготовка к поступлению в родильный дом

4. Периоды родов и их продолжительность

5. Поведение во время родов

5.1. Значение правильного и спокойного поведения женщины в родах

5.2. Роль партнерства в родах

5.3. Доверие к медицинскому персоналу и необходимость выполнения всех его рекомендаций

5.4. Обучение различным способам дыхания для благополучного течения родов

5.5.Обучение приемам обезболивания родов

5.6. Аутотренинг и точечный самомассаж для укрепления психоэмоционального состояния в родах

6. Первые часы после родов. Значение раннего прикладывания ребенка к груди в родильном зале

7. Лечебная гимнастика в послеродовом периоде

8. Контрацепция после родов

9. Законодательные права материнства.

Программа занятий врача педиатра с беременными в "Школе материнства":

 

Занятие 1

 

I. Ребенок родился

1. Признаки доношенного ребенка

2. Анатомо-физиологические особенности новорожденного

3. Гормональный криз у новорожденных

4. Значение совместного пребывания матери и ребенка в родильном доме

5. Правила личной гигиены при общении с новорожденным

6. Техника прикладывания ребенка к груди

7. Советы по подготовке комплекта белья для новорожденного при выписке из родильного дома

 

Занятие 2

 

II. Уход за новорожденным в семье

1 .Подготовка и гигиена "уголка" ребенка в семье

2. Предметы ухода за ребенком

3. Правила ухода за ребенком

3.1. Туалет ребенка, его купание

3.2. Уход за кожей и пупочной ранкой

3.3. Свободное пеленание

3.4. Режим дня

4. Вскармливание новорожденного

4.1. Роль грудного вскармливания в формировании здоровья ребенка

4.2. Значение контрольного взвешивания ребенка при грудном вскармливании

4.3. Питье новорожденного

4.4. Искусственное вскармливание.

5. Влияние вредных факторов на здоровье ребенка.

5.1. Недопустимость вредных привычек в семье (курение, алкоголь, прием наркотических и токсических веществ)

6. Советы и обучение выполнению медицинских рекомендаций

6.1. Приемы массажа и элементы гимнастики у новорожденного

6.2. Техника измерения температуры

6.3. Пользование очистительной клизмой и газоотводной трубкой

6.4. Пользование грелкой, применение согревающих компрессов

6.5. Подготовка и техника дачи лекарств при назначении врача, опасность самолечения